ОБЗОР — Крушение Ан-148 в Подмосковье обернулось началом конца для «Саратовских авиалиний»

САРАТОВ, 12 фев /ПРАЙМ/, Эдуард Демьянец. Компания «Саратовские авиалинии» за год после крушения самолета Ан-148 в Подмосковье лишилась сертификата эксплуатанта, после чего вынуждена была избавиться от авиапарка и рассталась с более чем половиной своего штата, сохранив сотрудников для обеспечения работы единственного в Саратове аэропорта. Уход местного перевозчика с рынка привел к сокращению пассажиропотока в саратовской воздушной гавани на 11,6%.

Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» Москва — Орск разбился 11 февраля 2018 года через несколько минут после взлета из столичного Домодедово, на борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли. После этой катастрофы Росавиация проводила проверку «Саратовских авиалиний» и выявила ряд существенных нарушений в организации лётной работы. Авиакомпания с 31 мая прекратила полеты в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта и осталась работать в качестве оператора аэропорта «Саратов-Центральный».

СНИЗИЛИСЬ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ…

По данным Росавиации, «Саратовские авиалинии» за все пять месяцев работы в 2018 году перевезли 190 тысяч 226 пассажиров, тогда как за весь 2017 год этот показатель составил 796 тысяч 386 пассажиров. Процент занятости кресел в прошлом году составлял 62,8%, тогда как годом ранее был 82,4%. В ведомстве сообщили, что пассажиропоток саратовского аэропорта за 2018 год составил 425 тысяч 867 человек, тогда как годом ранее — 481 тысячу 503 человек. Таким образом, снижение показателя составило 11,6%.

Как пояснил РИА Новости заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Балакин, падение пассажиропотока аэропорта связано с переходным периодом, когда Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Саратовских авиалиний» и потребовалось время, чтобы найти новых авиаперевозчиков.

По его словам, для сохранения деятельности международного аэропорта «Саратов-Центральный» и продолжения деятельности «Саратовских авиалиний» в штатном режиме на базе авиакомпании совместно с представителями Росавиации и Ространснадзора проводились межведомственные совещания, направленные на решение вопроса о снятии ограничений срока действия сертификата эксплуатанта.

«Вместе с тем решение о сохранении сертификата эксплуатанта является прерогативой исключительно Росавиации, которой принято решение отзыва сертификата», — отметил он.

… И ЧИСЛО РЕЙСОВ

Балакин отметил, что до отзыва сертификата эксплуатанта «Саратовские авиалинии» выполняли полеты по восьми маршрутам, из которых семь — по внутренним рейсам в Анапу, Минеральные Воды, Москву, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи и Сургут и один зарубежный — в Ереван.

Замминистра транспорта региона рассказал, что в настоящее время заключены договоры с авиакомпаниями S7, «Руслайн», «Аэрофлот», «Пегас», Nordwind и «Турухан», которыми в течение года выполняются полеты по шести маршрутам, включая внутренние рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Сургут и один зарубежный — в Анталью.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе «Саратовских авиалиний», число зимних направлений из Саратова заметно сократилось. Так, по словам собеседницы агентства, если прошлой зимой были рейсы в Ереван, Минводы, Сургут, Прагу, Санкт-Петербург, Москву, то этой зимой — лишь в Москву и Сургут.

«В зимний сезон традиционно самое маленькое количество направлений, но чтобы оставалось столько… Такого никогда не было», — подчеркнула она.

По ее словам, в других регионах у авиакомпании была широкая география полетов, причем в некоторых из них «Саратовские авиалинии» были безальтернативным перевозчиком.

ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

По словам представителя «Саратовских авиалиний», убыток предприятия по результатам 2018 года превысил 1 миллиард рублей. «Раньше у компании были средства от авиаперевозок, на которые компания содержала аэропорт. Сейчас этих денег нет», — пояснила она.

В пресс-службе отметили, что никогда авиакомпании не выделялись средства из регионального бюджета.

«Наоборот, за 2017 год «Саратовскими авиалиниями» было перечислено более 280 миллионов рублей налогов в бюджеты различных уровней. Компания входила в список предприятий региона, имеющих важное экономическое значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность наряду с другими 99 предприятиями региона», — рассказала собеседница агентства.

После прекращения полетов компания приступила к возврату средств за проданные билеты, которых на летний период 2018 года уже было реализовано на сумму свыше 451 миллиона рублей. К концу минувшей недели перевозчик вернул несостоявшимся пассажирам более 431 миллиона рублей за 65 тысяч 57 билетов.

«Не возвращено порядка 20 миллионов рублей. Остаток суммы не возвращен лишь только по той причине, что пассажиры не обратились с претензией на возврат денежных средств за отмененную перевозку», — уточнили в пресс-службе.

В РЯДАХ БЕЗРАБОТНЫХ ПРИБЫЛО

Как сообщили РИА Новости в областном министерстве занятости, труда и миграции, с 1 июня прошлого года из «Саратовских авиалиний» уволился 561 человек, из них 470 — по собственному желанию и по соглашению сторон, 89 — по сокращению штата или численности работников предприятия, а еще двое — по другим основаниям. В числе уволившихся — 87 сотрудников из числа летного состава и 90 бортпроводников.

Собеседница агентства уточнила, что в центр занятости населения Саратова обратились 99 бывших сотрудников авиакомпании и зарегистрировались в качестве ищущих работу, из них 63 были официально признаны безработными, к 5 февраля на учете оставались 35 человек.

По ее словам, обратившимся оказаны услуги по информированию о положении на рынке труда, по профориентации, социальной адаптации, по организации профобучения, по подбору подходящей работы, в том числе на вакансии в других регионах.

«С целью оказания содействия в трудоустройстве за пределами региона сотрудникам АО «Саратовские авиалинии» предоставляются вакансии Росавиации», — добавила представитель минзанятости.

По данным пресс-службы «Саратовских авиалиний», общая сумма выплат уволенным сотрудникам составила порядка 60 миллионов рублей.

«По большому счету, за судьбой сотрудников не следим, но знаем, что кабинные экипажи работают в тех авиакомпаниях, где эксплуатируются те же типы воздушных судов, что и в «Саратовских авиалиниях» — «Як», Embraer. Пилоты, стюардессы не остались без работы, но бросили семьи, родной город, были вынуждены переехать», — рассказали в компании.

«А если мы говорим про другие службы, про тех, кто занимался наземным обслуживанием воздушных судов, про другие специальности, то эти уникальные специалисты остались без работы, а если что-то в Саратове предлагают на бирже труда, то зарплата не выдерживает никакой критики. Средняя зарплата на предприятии составляла порядка 40 тысяч рублей», — добавила представитель перевозчика.

По данным Саратовстата, среднемесячная начисленная зарплата в Саратовской области в июне 2018 года составляла 27,79 тысячи рублей.

Представитель «Саратовских авиалиний» уточнила, что на данный момент в компании остаются работать 488 человек.

УЖЕ НЕ ПОЛЕТЯТ

В компании заявили, что вариант возобновления работы в качестве перевозчика, как и прежде, не рассматривается, в том числе на базе строящегося в 30 километрах от Саратова аэропорта «Гагарин», после запуска которого 1 сентября этого года действующий аэропорт «Саратов-Центральный» планируется закрыть.

Глава Росавиации Александр Нерадько в октябре прошлого года сообщил журналистам, что «Гагарин» нуждается в базовой авиакомпании, фундаментом которой могут стать «Саратовские авиалинии». Он также отметил, что персонал старого аэропорта Саратова при желании будет трудоустроен в новом аэропорту. В самой авиакомпании тогда отвергли возможность возобновления полетов.

«Мы по-прежнему придерживаемся позиции, согласно которой не рассматриваем возможность возобновления деятельности и не планируем работать в новом аэропорту», — сказала собеседница агентства.

Как сообщил ранее перевозчик, «Саратовские авиалинии» в прошлом году после отзыва сертификата эксплуатанта вернули лизингодателю все три находившихся в их авиапарке самолета Embraer 190, взятые в субаренду у авиакомпании «Россия» четыре Ан-148 также были возвращены и убыли на Воронежский авиазавод, а самолеты Як-42, которыми владеет предприятие, в декабре прошлого года уже находились в процессе заключения договоров продажи.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР

Заместитель председателя комитета по бюджету, налогам, экономической и инвестиционной политике, промышленности, собственности и предпринимательству Саратовской областной думы Зинаида Самсонова (СР) заявила РИА Новости, что власти должны были сохранить регионального авиаперевозчика.

«Считаю, что, да, наказание должны были понести однозначно, но, в любом случае, я считаю, что «Саратовские авиалинии» нужно было сохранить для того, чтобы они полноценно работали», — сказала она.

Собеседница агентства указала, что этой зимой, когда город впервые за многие годы, остался без своей авиакомпании, «значительно легче, быстрее отменяются рейсы» из-за снегопадов.

Сильные снегопады, которые не раз обрушивались на Саратов этой зимой, приводили к отмене авиакомпаниями своих рейсов в город на Волге или из него. В пресс-службе «Саратовских авиалиний» поясняли РИА Новости, что аэропорт работает в штатном режиме, однако решения об отмене рейсов авиакомпании принимают самостоятельно.

«Я думаю, что «Саратовские авиалинии» бы летали… Когда это (аэропорт и авиакомпания) было в одних руках, была полная заинтересованность в том, чтобы быстро почистить (взлетно-посадочную полосу), чтобы самолеты взлетели. И кто был в выигрыше? Конечно, те пассажиры, которые летают, потому что для них создавались условия», — считает депутат.

«Для меня это отрицательный фактор, что на сегодня «Саратовских авиалиний» (как перевозчика) нет. Никто не оспаривает, что бюджет получал значительно больше, чем сейчас. Это однозначно. Думаю, на 100-200 миллионов рублей больше. Для нас это тоже очень важно. Поэтому считаю, что во главе угла должна быть и экономика, и удобство для пассажиров», — добавила она.

По ее словам, полноценная работа авиакомпании позволила бы сохранить рабочие места.

«В любом случае, в регионе нет рабочих мест, которые позволяли бы именно профессионалам-сотрудникам устроиться. То есть они либо ушли куда-то в другие регионы… или стали работать на более низкооплачиваемых работах с меньшей квалификацией, выжидая, когда откроется новый аэропорт», — отметила Самсонова.

ПОТЕРЯ БРЕНДА

Председатель комитета по спорту, туризму и делам молодежи областной думы Дмитрий Пьяных (ЛДПР) считает, что Саратовская область потеряла один из своих брендов.

«Любое предприятие, которое выступает под именем Саратовской области на российском рынке или на мировом рынке, является так или иначе брендом Саратовской области. Так и «Саратовские авиалинии» в эпоху своего существования были таким неким брендом Саратовской области. Не так много сохранившихся региональных авиакомпаний, «Саратовские авиалинии» были одними из них», — сказал он РИА Новости.

Депутат считает, что прекращение полетов «Саратовских авиалиний» по прямым рейсам за рубеж, включая Турцию, создало неудобства для туристов прошлым летом.

«Мы помним скандалы прошлой весны, связанные с тем, что у людей были забронированы билеты на отпускной период, а в связи с ликвидацией авиакомпании планы были сорваны. В общем-то альтернативные варианты были, но это создало неудобства. (Но) говорить о полной недоступности и невозможности вылететь из Саратова или прилететь в Саратов, конечно же, нельзя», — отметил он.

Вместе с тем, он убежден, что необходимо, помимо всего прочего, говорить о безопасности, поскольку авиаперевозчик обязан соблюдать требования, которые к нему предъявляются.

«Вы знаете, что сегодня (беседа состоялась 11 февраля – ред.) годовщина трагедии, что, в общем-то, послужило началом конца «Саратовских авиалиний». Впоследствии были проведены многочисленные проверки, которые выявили ряд нарушений и был отозван сертификат эксплуатанта, что, в общем-то, прекратило существование авиакомпании», — сказал Пьяных.

ПОЧТИ ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ

Авиакомпания «Саратовские авиалинии» ведет свою историю с 19 сентября 1931 года, когда было принято постановление президиума Нижне-Волжского (Саратовского) краевого исполкома о создании в Саратове базы сельскохозяйственной авиации. Местом базирования стал аэродром на Соколовой горе — нынешний аэродром «Саратов-Центральный».

Наибольшее развитие авиапредприятия пришлось на 1970-1980-е годы. Был расширен аэровокзал, построены накопители. Самолеты летали в 60 городов Советского Союза. В сутки выполнялось до 220 самолетовылетов, отправлялось до 3500 пассажиров.

В 1994 году было произведено акционирование, и государственное предприятие «Саратовский объединенный авиаотряд» стало открытым акционерным обществом «Саратовские авиалинии». В 1997 году саратовский аэропорт получил статус международного, что позволило выполнять прямые рейсы в страны СНГ и дальнего зарубежья.

До отзыва сертификата эксплуатанта авиакомпания выполняла внутренние и международные перевозки. Парк «Саратовских авиалиний» в 2013 году пополнили два лайнера Embraer-190, которые стали первыми самолетами этого типа в российских авиакомпаниях. В парке перевозчика также числились самолеты Ан-148, а также региональные самолеты предыдущего поколения Як-42, которые перевозчик планировал заменить на более современные типы и даже подписал в 2017 году контракт с компанией GE Capital Aviation Services (GECAS) на получение в первой половине 2018 года еще двух узкофюзеляжных бразильских самолетов Embraer-190.

Источник: 1prime.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.